8 июля 2011 Московские новости

Открывается 65-й Авиньонский театральный фестиваль

Дина Годер

Сегодня, 6 июля, в Авиньоне открывается 65-й международный театральный фестиваль – один из самых представительных и престижных форумов мира. Перед открытием фестиваля его директора Гортензия Аршамбо и Венсан Бодрийе объявили важную новость: фестиваль начнет строить свой собственный центр для репетиций и художественных резиденций в авиньонском районе Монклар. Новая резиденция фестиваля (старая находится в Париже) откроется в 2013-м году и сделает высоколобый театральный смотр ближе к жителям города, что соответствует заветам основателя фестиваля Жана Вилара и устремлениям его руководителей, которые всегда относились к левой художественной интеллигенции.

Последние годы дирекция фестиваля ввела систему художественных руководителей, отчего каждая программа теперь выглядит не просто как подборка лучших спектаклей мира за прошедшее время, но как некое цельное авторское высказывание. В этом году артистическим директором фестиваля стал хореограф Борис Шармац и, соответственно, его спектакль открывает смотр в гигантском Почетном дворе Папского дворца. Это специально поставленный для Авиньона балет «Ребенок», в котором, кроме нескольких танцовщиков, будет участвовать орда из 26 детей от 6 до 12 лет. У Шармаца в программе есть и второй спектакль – «Нарастание конфликтов», и этот балет 24 танцовщика тоже будут танцевать под открытым небом, на стадионе Багатель, в сумерках.

Авиньонский фестиваль очень любит такие непривычные открытые пространства и одно из самых эффектных и романтических – карьер Бульбон за городом, где когда-то Питер Брук показывал свою великую «Махабхарату». В этом году здесь сыграют русскую пьесу – Патрик Пино поставил «Самоубийцу» Николая Эрдмана (прямую трансляцию этого спектакля можно будет увидеть 10 июля на канале Arte). В том же карьере Бульбон продолжит программу известный нам француз ливанского происхождения Важди Муавад (его спектакль идет в московском театре Et cetera), уже с античным сюжетом. В постановке «Женщины» он соединил три пьесы Софокла – об Электре, Антигоне и Трахинянках.

Что касается главной фестивальной площадки, Почетного двора Папского дворца, где, как на стадионе, помещается несколько тысяч зрителей, то там еще сыграют постановку «Кровь и розы» по пьесе Тома Ланое в режиссуре известного голландца Гая Кассье. А самое завлекательное – на эту гигантскую сцену выйдет Жанна Моро в сопровождении пяти музыкантов, чтобы представить поэму Жана Жене «Приговоренный к смерти» (поэма посвящена молодому человеку, приговоренному к гильотине за убийство своего любовника). Еще одна французская звезда в Авиньоне – режиссер Патрис Шеро. Он покажет спектакль «Я – ветер» по пьесе знаменитого норвежского драматурга Йона Фоссе.

В программе фестиваля целых две постановки по стриндберговской «Фрекен Жюли». Парижскую поставил Фредерик Фисбах с Жюльет Бинош (еще одна звезда!) и уже одно это привлекает к ней внимание, хотя и имя Фисбаха хорошо известно – в 2007-м году он был худруком Авиньона. Вторую постановку привезли из берлинского «Шаубюне», ее режиссер – впервые приехавшая в Авиньон англичанка Кэти Митчелл (которой только два месяца назад в Питере вручили Европейскую театральную премию) в сотрудничестве с видеохудожником Лео Уорнером. Ее спектакль неожиданно поворачивается лицом к второстепенному персонажу и даже называется «Кристина, по рассказу Мисс Жюли».

В программе драматического театра есть еще несколько интригующих постановок. Парижанин Венсан Макень представит свою брутальную интерпретацию «Гамлета», соединяя ее с древней легендой-первоисточником, под названием «По крайней мере, я оставил красивый труп». Французы рвутся на французско-американско-польский спектакль Артюра Нозисьеля «Ян Карский» по очень популярному американскому роману Янника Энеля о польском католике, который во время Второй мировой войны пытался рассказать американцам, как в Польше убивают евреев, но ему никто не верил. И полностью распроданы билеты на еще один биографический спектакль «Неуничтожаемая миссис Рихард Вагнер» Кристофа Фиата, посвященный удивительной женщине, дочери Ференца Листа, жене дирижера Ганса фон Бюлова, которая влюбилась в 24-летнего Вагнера, будучи его намного старше, вышла за него замуж вторым браком и вела весьма бурную жизнь до 92-х лет.

Второе, после драмы, важное направление Авиньона – современный танец и балет. Понятно, что при арт-директоре – хореографе эта часть фестиваля стала еще разнообразнее. Из знаменитостей тут надо в первую очередь назвать бельгийскую танцовщицу и хореографа Анну Терезу де Кеерсмакер. Она покажет целых два спектакля: один, поставленный вместе с Бьерном Шмельцером, – «Чезена» будет сыгран в Папском дворце, а второй – «Фас» на музыку минималиста Стива Райха – во дворе лицея Сен-Жозеф (в Авиньоне очень любят устраивать театральные сцены в замкнутых квадратных дворах школ). И хорошо известную у нас, давно работающую в Европе американку Мэг Стюарт с бельгийской постановкой «Фиолетовый», где танцы ведутся «на границе», в «ультрафиолетовой зоне», а оккультные темы и мотивы для спектакля не менее значимы, чем библейские.

Только что побывавший в Москве на Чеховском фестивале Франсуа Верре в Авиньоне покажет другую постановку – «Короткое замыкание» – «посттравматический» спектакль, вдохновленный произведением, описывающем атмосферу на улицах Нью-Йорка вечером 11 сентября 2001 года. Ну а под занавес 65-го фестиваля сыграют провокативный спектакль Ромео Кастеллуччи «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего», только что приезжавший на Чеховский фестиваль. Так что российскими фестивальщиками мы можем гордиться: лучшие иностранные постановки мы видим тогда же, когда и другие европейские театральные столицы, а то и раньше. К сожалению, самим российским театром нам гордиться труднее: в программу Авиньона его не выбирали давным-давно.

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru