«Кляксы» по рассказам А.П.Чехова эскизы спектакля
режиссёр народный артист РФ Юрий Смирнов (г. Москва), художник Роман Ватолкин (г.Новосибирск)

Осколки и кляксы повседневности

Десять автографов А.П.Чехова

Такова природа человеческая и такова наша жизнь, что «пишем» мы её без черновиков, сразу – набело. В итоге всё остаётся в этой «рукописи» на равных правах: и красота слога, и ошибки, и помарки, и даже случайные кляксы. Не смыть не только печальных, но и смешных строк. Как считал А.П.Чехов, в этом и состоит драма нашей жизни, так слагается наше счастье или разбиваются наши судьбы - под воздействием обычных будней.

На истинно чеховскую волну настраивает нас вторая премьера сезона в Новокузнецком театре драмы – спектакль «Кляксы» по рассказам А.П.Чехова в постановке народного артиста РФ Юрия Смирнова (г. Москва). Жанровое определение спектакля – зарисовки с натуры – уже говорит и о его содержательной, и художественной составляющей. В основе сюжета – десять рассказов великого русского классика о забавных мелочах, карикатурных нелепостях и грустных парадоксах, всё так же свойственных нашей жизни сегодня, как и в 80-е годы позапрошлого столетия, когда эти рассказы создавались. От времени кляксы не потускнели.

Автор сценографии и костюмов – художник Роман Ватолкин видит пространство сцены исключительно в белых тонах, на фоне которых все промахи, казусы и несообразности нашей жизни и высвечиваются в эти цветные, подчас неопрятно-неприглядные кляксы. Костюмы персонажей в большинстве своём безупречно элегантны и являют собою некоторый контраст по отношению к внутреннему миру героев. Так же противостоит их миру и лиризм музыкальной темы русских романсов и народных песен, соединяющих отдельные сценические истории в спектакле.

Режиссёр-постановщик достаточно бережно перевел повествовательные сюжеты в сценические события. Спектакль сохраняет в чеховском материале зыбкий баланс комического и трагического, неуловимое живое пересечение противоположных смыслов, не разрушая пережимами и линейностью трактовки ни интонации, ни художественного мира гениального автора. В ряде сценических историй («Радость», «Комик», «Свидание…») помпезный пафос речей героев никак не совпадает с ничтожностью причины, его породившей. Глупое тщеславие Мити Кулдарова (арт. Константин Тимофеев) так распирает его изнутри, что вводит в состояние полной растерянности Мамашу (арт. Людмила Адаменко), которая и пожалеть-то не смеет своего злосчастного сына, впавшего в пароксизм радости по нелепому поводу. Театральный комик Воробьёв-Соколов (народный арт. РФ Станислав Сафонов), раздираемый синдромом похмелья, растрёпанный, в самом жалком и смешном виде несколько раз таким трагическим баритоном начинает свою попытку попросить рюмку водки: «Хочется сказать, а боюсь…», что красавица Марья Андреевна (арт. Илона Литвиненко) с непередаваемым комизмом несоответствия абсолютно покупается на этот тон, с трепетом ждёт объяснения в любви и поэтапно озвучивает свои жизненные планы. Но… «рюмочку водочки» всё же подаёт. Пародия на романтический разлад мечты и действительности замечательно передана и дуэтом Алёны Сигорской с Олегом Лучшевым в зарисовке о свидании, после которого Соня получает оскорбительное разочарование, а Егор Гвоздиков – возможность утопить в пиве свою эйфорию любви. Как и свидание, мечта не состоялась. Но глупо обвинять в этом жизнь, если виноваты мы сами.

Рано или поздно к большинству из нас приходит избавление от туманов идеализма и романтизма. Создатели спектакля предлагают несколько вариантов такого отрезвления. Софья Павловна в исполнении Елены Амосовой исцеляет своего простосердечного жильца Дудочку (арт. Анатолий Смирнов) от заблуждений идеализма с кошачьей грацией и меткостью хищницы (недаром цветочки из её руки вонзаются в сцену, как стрелы Амура и кинжалы охотника одновременно). Импозантный вальяжный барин Николай Андреевич (арт. Анатолий Коротицкий) поначалу от скуки запугивает наивного Ваню (арт. Олег Лучшев), затем меняет игру на откровенность и преподаёт юному преемнику уроки жизненной прозы, но делает это очень мягко («От нечего делать»). Чего никак не скажешь о садистическом удовольствии, которое получает хозяин (арт. Игорь Марганец), мучающий и разрушающий судьбы своих слуг («За яблочки»). Сияющие от счастья лица молодых крестьян (артисты Андрей Ковзель и Мария Захарова) гаснут, любовь сменяется подавленностью. «Дипломат» Аристарх Иванович в исполнении Степана Мамойкина, напротив, поступательной изощрённостью своих благих намерений чуть не до смерти доводит несчастного Михаила Петровича (арт. Константин Тимофеев). На мой взгляд, актёрский дуэт «Дипломата» - один из самых незабываемых в спектакле. Невозможно, впрочем, выделить какие-то актёрские работы: все они очень интересны, и спектакль получился, что называется, актёрским. В нём занят блестящий состав; на 23 действующих лица 14 исполнителей, почти все играют по 2 роли, что выявляет широкий спектр их возможностей, раскрывает артистов с неожиданных сторон и усиливает театральные радости зрителей.

При всём блеске остроумия молодого Чехова, его нравственной взыскательности и даже обличительных тенденциях, в отношении писателя к человеку всегда преобладает сострадание. Сколько скрытой печали в его словно мимоходом брошенной фразе: «Хорош Божий свет. Одно только не хорошо – мы»! В большинстве сценических эпизодов спектакля исполнители находят верный тон передачи в публику этого посыла и подтекста. Спектакль композиционно целостен, хотя к финалу возникают некоторые вопросы. Финальная зарисовка «За яблочки» несколько выделяется по стилистике, а музыкальная тема, невзирая на всю красоту и трагизм народной песни «Во субботу день ненастный» как-то плохо вяжется с последующими сразу вслед за нею плясками. Идея понятна, а форма нарочита.

Однако нравственные уроки бессмертного русского писателя спектакль доносит внятно и бережно. Хорошо, если каждый из нас, перефразируя слова поэта, увидит «все наши глупости и мелкие злодейства» на фоне Чехова, посмеётся над собой, и, может быть, захочет призадуматься, что-то переосмыслить, от чего-то избавиться, а что-то, напротив, приобрести.

Галина Ганеева

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru