Кузнецкий рабочий 23.12.2010

Посмотрите обязательно

Так уж вышло, что прежде чем познакомиться с творчеством Евгения Гришковца, я столько была наслышана о нём, что стала даже недолюбливать. За то спасибо друзьям-товарищам, которые его в один голос захваливали. В итоге, когда я наконец прочитала одну из его книг, то, что и следовало ожидать, продолжила удивляться - и что все на нём так помешались?! “Это потому, что ты изначально относилась к нему предвзято”, - заключила подруга, которая мне и прожужжала про него все уши.

Поэтому, когда появилась возможность посмотреть спектакль “ОдноврЕмЕнно”, поставленный в Новокузнецке, откликнулась с энтузиазмом, оторвав в воскресный вечер своё тело от дивана. Раз уж к самому Гришковцу я изначально запрограммирована не в плюс, то попробую оценить его творчество в постановке других.

Итак, начало спектакля приближается, и камерный зал КЦ СибГИУ понемногу наполняется. Ещё горит свет, уже слышны чьи-то кашель и разговоры. На предпоследнем ряду мужчина с лысиной и внушительной цепью на шее интеллигентно объясняет рядом сидящей женщине, кто такой Гришковец и чем он знаменит.

И вот на сцене появляется актер. Единственный. И сразу досадный вздох - как специально Михаил Бедарев загримирован под Евгения Гришковца. Да-да, заранее прописано, что актер должен быть на сцене один, за канатом, как будто на ринге, вокруг звезды - самолеты и вентилятор, а из одежды на нём должны быть трусы, майка, брюки, рубашка и подтяжки. Но вот эта двухдневная щетина, прическа, манера говорить и жесты - зачем?! Как будто целью становится воплотить не образ героя, а одного конкретного человека. Того самого, который съел собаку. Но это другая история.

Всё-таки первое время это отвлекает. Тем не менее играется спектакль, а не пародия. Нерешительно переминается с ноги на ногу, как за натянутый канат, входит в процесс игры. Вот, объясняя движение поездов, распахивает руки, но не до конца. Ещё скован. Постепенно, слово за словом, за очередным умозаключением становятся увереннее и Михаил на сцене, и зрители в зале.

Когда дело дошло до раздевания, в зале опять смеялись. Кстати, свободными остались лишь пара стульев. В основном, конечно, были зрительницы, но и несколько семейных пар. Но смеялись совершенно беззлобно. Просто потому, что смешно. Часто, слушая о себе со стороны, люди смеются - такая реакция. Да и вообще зрители живо реагировали, следуя за лицедеем, как за проводником.

- А я ведь ничего не знаю о войне, - делится актёр со сцены.

- И я тоже, - шмыгнув носом, кивает рыжая девочка лет десяти, что сидит на последнем ряду, поджав под себя ноги, чтобы быть повыше и лучше видеть.

Простые слова. О таких же простых вещах. Но люди сами подчас их делают сложными. Копаться, разбираться и в самом себе определяться.

Про поезда и самолеты, про то, как устроен человек, и про то, как работает внутри него это загадочное счастье. Про Новый год опять-таки! Вот только речь идёт о миллениуме, который был 10 лет назад - это давно или недавно?..

Маша Таран

(c)2007 Новокузнецкий драматический театр основан 6 ноября 1933 года dramanvk@yandex.ru